Ясна Токарик (ya_yasna_ya) wrote,
Ясна Токарик
ya_yasna_ya

Category:

О счастливых обладателях разговорного английского языка и Guess how much I love you?))



Наверное, начну с того, что я люблю английский язык. Как я люблю русский, дааа, мой любимый-любимый русский язык, впитанный с детства каждой клеточкой, так же я люблю английский, тоже любимый и ещё раз любимый! Такие они разные, в чём-то полярные, в чём-то чуточку близкие, но всё же... каждый о своём. Мне нравится понимать, как тот или иной язык сформировал тот или иной образ в сознании и как потом это отразилось в материальной проявленности. В общем, я обожаю... да... замечать, различать эти ньюансы.

Но моя любовь к английскому - это путь. Был, и есть. Путь от стандартного школьного предмета: домашнее, неправильные глаголы в шпаргалках, запрятанных в пенал, строгая учительница в коричневой юбке и очках, грозно взирающая, кто сейчас будет отвечать "вот из зе везер тудей" и "ху из он дьюти тудей" (и не дай Боже быть "он дьюти" в день английского, это же ужас-ужас, как страшно, что будет), а ещё страшнее не успеть прийти в класс до звонка, потому что трясясь и заикаясь придётся говорить какие-то слова, которые она всё время громко требует, запрещая проходить в класс, не сказав этот магический пароль. И все эти "прочитать со словарём и написать упражнение", но чтобы что-то сказать? Проще корову научить говорить... Ну и потом как следствие тихая ненависть ко всему... к этой учительнице, всей этой гнетущей обстановке, каким-то ещё и неправильным глаголам, которые совсем непонятно, зачем нужно учить, в общем, мрак, черный экран и занавес. Я превратилась в человека, который с каменным лицом (или с глупой улыбкой, как вариант) отскакивает на улице от заблудившегося иностранца, жалобно протягивающего: Экскьюзми... Ну и русских заграницей вы видели, не мне вам рассказывать... печальное зрелище... у нас же всех были такие учительницы...

В общем, да... это обзорно, и у вас, наверное, есть свои истории. Где-то даже и похлеще. За время преподавания английского, чего я только не услышала, что у людей бывало в школе... и как это впоследствии перекрыло движение в эту сторону по жизни.

Так вот. Про путь. Путь был, да, немал и, в принципе, сейчас, оглядываясь назад, я могу сказать, что немал и не всегда легок, но весел, забавен и результаты его - налицо:)

А именно. Тогда я решила, что я не хочу ненавидеть английский язык, оправдывать себя тем, что "в школе не научили", избегать всего, что с ним связано и many more))) И стала выползать из гор негатива с помощью того, что знала на тот момент. Вскоре я уехала в Америку, где постоянно наблюдала за различными ситуациями, моментами, собственными состояниями, наблюдала, как язык становится моим, с помощью чего, как и когда встраиваются чужие мне образы, как они становятся моей картиной мира и как формируют моё сознание. "Язык формирует сознание". Да, это так.

Потом я стала преподавать английский и использовать свои открытия и наработки, постепенно видя, что результат, который я ожидала, достигнут и в каких-то случаях даже больше, чем предполагалось сначала. А последние три года плотного погружения в психологию и опыт работы переводчиком дособирали многие пазлы, так что теперь преподавать английский для меня стало ещё большим удовольствием и своеобразной музыкой. Ведь с каждым человеком - своя мелодия. Свой подход, свои ньюансы, свои открытия и свои барьеры, которые нужно разобрать по кирпичикам и снести в мусорное ведро, чтобы музыка полилась дальше беспрепятственно...

И вот я сижу с Женей. Ей 9 и английский преподаётся всего второй год, но он уже неживой для неё, уже загнанная в рамочку стандартная картина: книжка за партой, парочка упражнений и выучить слова для диктанта, в которых если ошибиться буквой - тройка в дневник и мама с порога недовольна. Вот и приехали. И мы сидим с Женей и разговариваем. Я расспрашиваю её о ёё сомнениях, страхах и постоянной сонливости. Сонливость мы рисуем на листочке и выдворяем за дверь. Сомнения раскладываем по полочкам так, что они перестают быть такими яркими помехами на пути к желаемому. И страхи метлой, метлой! В конце урока мы сделали все задания за 15 минут, так как без плотин и заграждений в виде страхов и сомнений речь полилась, грамматика выстраивалась в ровные стежки, а глаза у ребёнка стали блестеть и щёки порозовели. Я сижу и понимаю, что за всеми этими учебниками, заданиями, диктантами есть то живое - сам язык, самовыражение себя через структуру того или иного языка-мышления-слова-звука, которое, конечно, должно быть подкреплено учебными материалами, но подкреплено, а не убито.

Или, например, Варя. Я пришла, когда ей было 9. И так же, как и Женя, она с понурой головой, как грустная пони, сидела за своим учебным столом, как на каторге, потому что мало того, что в школе нон-стоп хай кволити долби диджитал, так родители ещё и репетитора наняли, блин... И два месяца урок мой начинался с того, что мы выбрасывали в окно учебники, валялись на кровати, делали английский на кухне, объедаясь конфетами, я говорила, что пришла сегодня не я с ней заниматься, а верблюд (только что спрыгнувший с полки и начавший говорить) и всё, что мне приходило в голову, чтобы разбудить, расшевелить жизнь в ребёнке, в котором она, эта жизнь, ещё совсем так недавно была. Мы продирались сквозь такие слои неверия, неуверенности, страхов, ненависти к оценкам, замечаниям учителей, диктантам и другим прелестям нашей школьной, да и не только системы. Через 2 месяца Варя заговорила. Сейчас я записываю на видео ролики, как Варька, будучи одиннадцатилетней дамой с потрясающим акцентом, жестами, движениями, переодеваясь из образа в образ "играет" мне (продюсеру, конечно же, голлливудскому) домохозяйку, школьницу, секретаря, голливудскую актрису... Она легко входит в образ и проживает разную жизнь на другом языке, который стал ей более родным за это время.  Эх, видео не даёт согласия выложить, так и чешутся руки! Пока мы работали с ней над встраиванием английского языка и образов этого сознания, как-то так в процессе обнаружилось, что девочка обладает потрясающим актерским талантом! В общем, так и есть - мы не английским с ней занимаемся. Мы ЖИВЁМ. Просто на другом языке в той доступной нам среде, которую мы себе сами же и создали.

Никита пришёл совсем хмурый. Музыкант. Через пару месяцев очередной интернациональный концерт, на котором он будет снова чувствовать себя неловко просто потому, что навыков коммуникации с иностранцами не наработано, а английский язык вызывает чуть ли не рвотный рефлекс. Школа, курсы, репетиторы - всё перепробовано. Самостоятельные занятия. А прогресса нет. Садится. И рассказывает. А там да, да, учительницы! Домашние! И неправильные глаголы. Учебники на пушечный выстрел тухлятиной воняют, ну и всё в таком духе. Раскапывали, разбирали, "выносили старую мебель из комнаты". Иначе новую просто некуда ставить. Три занятия и Никита звонит мне возбужденно-радостным голосом восклицает в трубку, как нравится ему самостоятельно заниматься, как только что он купил в магазине учебник, который я ему рекомендовала, и я держу трубку у уха, а у самой слёзы наворачиваются на глаза. Ну, вот, еще один счастливый обладатель разговорного английского языка намечается. Скоро буду призы среди них разыгрывать!

В общем, красота. Мне так приятно, так радостно и тепло на душе))) Что захотелось это сесть и записать. Для себя. Сфотографировать словами на память. Smile!

Спасибо всем этим людям (и тем, о ком я здесь не написала тоже!), которые доверились мне, спасибо за то, что всё так сложилось, спасибо за опыт и эти мелодии, которые мы поём вместе, когда встречаемся!

P. S. Другие посты по теме:

Русские и английский - вместе и навсегда.
Про Жизнь на английском, конфликт русского сознания и детей.
Как сделать английский живым.
Так всё-таки почему грамматика английского языка нам, русским, кажется такой сложной?
Может ли английский стать "родным" и КАК?
Одна живая история изучения-обучения английского для вдохновения!
Одна откровенная история о трансформации английского языка - невозможное возможно!
Tags: английский язык, люблю
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments