?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Наверное, начну с того, что я люблю английский язык. Как я люблю русский, дааа, мой любимый-любимый русский язык, впитанный с детства каждой клеточкой, так же я люблю английский, тоже любимый и ещё раз любимый! Такие они разные, в чём-то полярные, в чём-то чуточку близкие, но всё же... каждый о своём. Мне нравится понимать, как тот или иной язык сформировал тот или иной образ в сознании и как потом это отразилось в материальной проявленности. В общем, я обожаю... да... замечать, различать эти ньюансы.

Но моя любовь к английскому - это путь. Был, и есть. Путь от стандартного школьного предмета: домашнее, неправильные глаголы в шпаргалках, запрятанных в пенал, строгая учительница в коричневой юбке и очках, грозно взирающая, кто сейчас будет отвечать "вот из зе везер тудей" и "ху из он дьюти тудей" (и не дай Боже быть "он дьюти" в день английского, это же ужас-ужас, как страшно, что будет), а ещё страшнее не успеть прийти в класс до звонка, потому что трясясь и заикаясь придётся говорить какие-то слова, которые она всё время громко требует, запрещая проходить в класс, не сказав этот магический пароль. И все эти "прочитать со словарём и написать упражнение", но чтобы что-то сказать? Проще корову научить говорить... Ну и потом как следствие тихая ненависть ко всему... к этой учительнице, всей этой гнетущей обстановке, каким-то ещё и неправильным глаголам, которые совсем непонятно, зачем нужно учить, в общем, мрак, черный экран и занавес. Я превратилась в человека, который с каменным лицом (или с глупой улыбкой, как вариант) отскакивает на улице от заблудившегося иностранца, жалобно протягивающего: Экскьюзми... Ну и русских заграницей вы видели, не мне вам рассказывать... печальное зрелище... у нас же всех были такие учительницы...

В общем, да... это обзорно, и у вас, наверное, есть свои истории. Где-то даже и похлеще. За время преподавания английского, чего я только не услышала, что у людей бывало в школе... и как это впоследствии перекрыло движение в эту сторону по жизни.

Так вот. Про путь. Путь был, да, немал и, в принципе, сейчас, оглядываясь назад, я могу сказать, что немал и не всегда легок, но весел, забавен и результаты его - налицо:)

А именно. Тогда я решила, что я не хочу ненавидеть английский язык, оправдывать себя тем, что "в школе не научили", избегать всего, что с ним связано и many more))) И стала выползать из гор негатива с помощью того, что знала на тот момент. Вскоре я уехала в Америку, где постоянно наблюдала за различными ситуациями, моментами, собственными состояниями, наблюдала, как язык становится моим, с помощью чего, как и когда встраиваются чужие мне образы, как они становятся моей картиной мира и как формируют моё сознание. "Язык формирует сознание". Да, это так.

Потом я стала преподавать английский и использовать свои открытия и наработки, постепенно видя, что результат, который я ожидала, достигнут и в каких-то случаях даже больше, чем предполагалось сначала. А последние три года плотного погружения в психологию и опыт работы переводчиком дособирали многие пазлы, так что теперь преподавать английский для меня стало ещё большим удовольствием и своеобразной музыкой. Ведь с каждым человеком - своя мелодия. Свой подход, свои ньюансы, свои открытия и свои барьеры, которые нужно разобрать по кирпичикам и снести в мусорное ведро, чтобы музыка полилась дальше беспрепятственно...

И вот я сижу с Женей. Ей 9 и английский преподаётся всего второй год, но он уже неживой для неё, уже загнанная в рамочку стандартная картина: книжка за партой, парочка упражнений и выучить слова для диктанта, в которых если ошибиться буквой - тройка в дневник и мама с порога недовольна. Вот и приехали. И мы сидим с Женей и разговариваем. Я расспрашиваю её о ёё сомнениях, страхах и постоянной сонливости. Сонливость мы рисуем на листочке и выдворяем за дверь. Сомнения раскладываем по полочкам так, что они перестают быть такими яркими помехами на пути к желаемому. И страхи метлой, метлой! В конце урока мы сделали все задания за 15 минут, так как без плотин и заграждений в виде страхов и сомнений речь полилась, грамматика выстраивалась в ровные стежки, а глаза у ребёнка стали блестеть и щёки порозовели. Я сижу и понимаю, что за всеми этими учебниками, заданиями, диктантами есть то живое - сам язык, самовыражение себя через структуру того или иного языка-мышления-слова-звука, которое, конечно, должно быть подкреплено учебными материалами, но подкреплено, а не убито.

Или, например, Варя. Я пришла, когда ей было 9. И так же, как и Женя, она с понурой головой, как грустная пони, сидела за своим учебным столом, как на каторге, потому что мало того, что в школе нон-стоп хай кволити долби диджитал, так родители ещё и репетитора наняли, блин... И два месяца урок мой начинался с того, что мы выбрасывали в окно учебники, валялись на кровати, делали английский на кухне, объедаясь конфетами, я говорила, что пришла сегодня не я с ней заниматься, а верблюд (только что спрыгнувший с полки и начавший говорить) и всё, что мне приходило в голову, чтобы разбудить, расшевелить жизнь в ребёнке, в котором она, эта жизнь, ещё совсем так недавно была. Мы продирались сквозь такие слои неверия, неуверенности, страхов, ненависти к оценкам, замечаниям учителей, диктантам и другим прелестям нашей школьной, да и не только системы. Через 2 месяца Варя заговорила. Сейчас я записываю на видео ролики, как Варька, будучи одиннадцатилетней дамой с потрясающим акцентом, жестами, движениями, переодеваясь из образа в образ "играет" мне (продюсеру, конечно же, голлливудскому) домохозяйку, школьницу, секретаря, голливудскую актрису... Она легко входит в образ и проживает разную жизнь на другом языке, который стал ей более родным за это время.  Эх, видео не даёт согласия выложить, так и чешутся руки! Пока мы работали с ней над встраиванием английского языка и образов этого сознания, как-то так в процессе обнаружилось, что девочка обладает потрясающим актерским талантом! В общем, так и есть - мы не английским с ней занимаемся. Мы ЖИВЁМ. Просто на другом языке в той доступной нам среде, которую мы себе сами же и создали.

Никита пришёл совсем хмурый. Музыкант. Через пару месяцев очередной интернациональный концерт, на котором он будет снова чувствовать себя неловко просто потому, что навыков коммуникации с иностранцами не наработано, а английский язык вызывает чуть ли не рвотный рефлекс. Школа, курсы, репетиторы - всё перепробовано. Самостоятельные занятия. А прогресса нет. Садится. И рассказывает. А там да, да, учительницы! Домашние! И неправильные глаголы. Учебники на пушечный выстрел тухлятиной воняют, ну и всё в таком духе. Раскапывали, разбирали, "выносили старую мебель из комнаты". Иначе новую просто некуда ставить. Три занятия и Никита звонит мне возбужденно-радостным голосом восклицает в трубку, как нравится ему самостоятельно заниматься, как только что он купил в магазине учебник, который я ему рекомендовала, и я держу трубку у уха, а у самой слёзы наворачиваются на глаза. Ну, вот, еще один счастливый обладатель разговорного английского языка намечается. Скоро буду призы среди них разыгрывать!

В общем, красота. Мне так приятно, так радостно и тепло на душе))) Что захотелось это сесть и записать. Для себя. Сфотографировать словами на память. Smile!

Спасибо всем этим людям (и тем, о ком я здесь не написала тоже!), которые доверились мне, спасибо за то, что всё так сложилось, спасибо за опыт и эти мелодии, которые мы поём вместе, когда встречаемся!

P. S. Другие посты по теме:

Русские и английский - вместе и навсегда.
Про Жизнь на английском, конфликт русского сознания и детей.
Как сделать английский живым.
Так всё-таки почему грамматика английского языка нам, русским, кажется такой сложной?
Может ли английский стать "родным" и КАК?
Одна живая история изучения-обучения английского для вдохновения!
Одна откровенная история о трансформации английского языка - невозможное возможно!

Comments

( 36 comments — Leave a comment )
donna_ana
Nov. 1st, 2013 10:30 pm (UTC)
Здорово, когда обучение вот такое - веселое, интересное, легкое. Потому что школа чаще всего не прививает любовь - ни к языку, ни к литературе, да ни к чему почти, - а убивает ее.
В детстве я ненавидела зубрить (да и сейчас ничего не изменилось, запомнить что-то дословно для меня смерти подобно). А на английском получала пятерки. Вставала с пустой головой и холодеющими руками и рассказывала - обо всем. А учительница, спасибо ей за подход к моим тараканам, не ругала за перепутанные времена и корявые фразы, а поощряла мою самодеятельность. Она пыталась научить нас думать: не давала тему целиком, под запись и вызубривание, а что-то рассказывала, показывала несколько текстов и предлагала составить тему самому. Для большинства в группе это было ужасно, я же радовалась. Конечно, положа руку на сердце, ни одну из тем я не знала на отлично (хотя бы потому, что каждый раз рассказывала ее по-новому), но была уверена, что могу говорить, нести любую чушь и буду понята.
Вот такая была школа. А потом, в институте, как отрубило. Скучная профессия (совсем не моя, до сих пор удивляюсь, как меня туда занесло), и скучный "профессиональный" английский с занудной пожилой преподавательницей. Тогда я перестала говорить. Как ступор появился. В голове куча фраз, а сказать ничего не могу.
А потом были путешествия и каучсерфинг (я ни разу не была в англоговорящей стране, зато представители стран были у меня). Сначала мальчик-голландец (очень разговорчивый, он понимал русский, но по утрам неизменно говорил на английском), потом девочка-испанка (мне пришлось быть переводчиком между ней и моими семейными), "немцы" - семейная пара, высоченный он, наполовину украинец по матушке, и маленькая китаянка она. Я им что-то рассказывала, даже в музей водила и несла что-то "умное", а они по десять раз на день говорили, что я врала насчет своего ужасного английского.
А в прошлом году я была в Киргизии, и там через тот же каучсерфинг жила у мальчика-американца, и у меня были чудные два вечера, за которые на русском я сказала едва ли десяток фраз. И люди, открытые, свободные, интересные, классные, они слушали меня, помогали, подбадривали, хоть я и понимала, что от усталости говорю очень плохо. Но мой "ступор" куда-то делся, и я говорила, а это уже что-то.
Сейчас уже год, как ко мне никто не приезжал, говорить не с кем, и я тренирую свой корявый английский лишь в посткроссинге. Все хочу подтянуть и грамматику, и начать, наконец, свободно разговаривать, но... то ли должного стимула нет, то ли еще что, не знаю.
Но когда-нибудь я это сделаю ))

Вот. А ты молодец, что делаешь это для детей. Делиться прекрасным и любимым - здорово!
ya_yasna_ya
Nov. 1st, 2013 10:42 pm (UTC)
Аня, привет! Вот это да! Я тут сижу еще чуток редактирую, как получаю твой комментарий и обалдеваю!:) Спасибо за такую подробную историю! Да уж:) Я работаю не только с детьми, со взрослыми тоже (просто у меня эти две девочки рванули тут в последние недели, и я всё не нарадуюсь), и твой случай мне тоже понятен, в принципе. Откуда берётся ступор, из чего он состоит. Его тоже можно по кирпичикам разобрать и выкинуть:) И это всё очень легко и просто. Ты как будто убираешь что-то лишнее, пленку перед глазами пластиковую, которая мешает тебе увидеть другие двери, другие возможности, которые могли бы открыться и дальше всё начинает происходить как бы само собой. И люди нужные попадаются, и обстоятельства складываются нужным образом. В общем, песня получается:) Жизнь-песня:)

По-моему, мы с тобой уже как-то выясняли, что обе на каучсерфинге, да же? Я сейчас смутно припоминаю немного. Почему сейчас никого не принимаешь?

А про "потом" и "когда-нибудь" - это никогда. Жизнь - она прямо сейчас происходит.

:)
(no subject) - donna_ana - Nov. 1st, 2013 10:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bec_ket - Nov. 2nd, 2013 08:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - ya_yasna_ya - Nov. 2nd, 2013 04:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bec_ket - Nov. 3rd, 2013 11:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ya_yasna_ya - Nov. 4th, 2013 08:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bec_ket - Nov. 4th, 2013 09:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ya_yasna_ya - Nov. 4th, 2013 09:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bec_ket - Nov. 6th, 2013 07:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - ya_yasna_ya - Nov. 6th, 2013 05:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bec_ket - Nov. 6th, 2013 09:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ya_yasna_ya - Nov. 2nd, 2013 03:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - donna_ana - Nov. 3rd, 2013 04:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ya_yasna_ya - Nov. 3rd, 2013 04:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - donna_ana - Nov. 3rd, 2013 04:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ya_yasna_ya - Nov. 3rd, 2013 05:35 pm (UTC) - Expand
vilitary
Nov. 2nd, 2013 02:26 am (UTC)
уот из зе везер тудэй)
так мне нравится тебя читать.
ya_yasna_ya
Nov. 2nd, 2013 03:09 pm (UTC)
зе верер воз файн тудэй)
спасибо, Вил, так радостно, что кому-то полезно и нравится то, что из меня выписывается порой:)
dework
Nov. 2nd, 2013 03:34 am (UTC)
а какие варианты есть, если прям с самого-самого нуля начинается язык?
без базового набора слов, заученных наизусть.. и без наличия их кол-ва и знания граматик чтобы даже игровые предложения составлять?
страдаю вот:)
ya_yasna_ya
Nov. 2nd, 2013 04:10 pm (UTC)
так всё очень просто.
учить сначала проще, чем переучивать)
в таких случаях я начинаю с детства:) песенки, мультики и грамматика по чуть-чуть)

и страдания убрать! мешать будут)
ya_yasna_ya
Nov. 3rd, 2013 07:36 pm (UTC)
почему страдаешь?
я посмотрела, ты живешь в Новой Зеландии. всё правильно?
dework
Nov. 3rd, 2013 07:39 pm (UTC)
я китайский учить пытаюсь... и при каждой попытке упирается в словарный запас. Сложилось чёткое ощущение, что пока на карточка слов 100-200 не напишу и тупо не заучу - дальше никак.
А вот если немножко знать уже слов, то можно примерно понимать конструкции и о чём речь идёт...
(no subject) - ya_yasna_ya - Nov. 3rd, 2013 07:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dework - Nov. 3rd, 2013 07:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ya_yasna_ya - Nov. 4th, 2013 08:03 pm (UTC) - Expand
tulittaa
Nov. 3rd, 2013 12:17 pm (UTC)
Ясна, спасибо! Так тепло и смешно стало!
ya_yasna_ya
Nov. 3rd, 2013 12:57 pm (UTC)
Леночка, как я рада!
Смешно???:) Что-то новенькое! Классно:))))))))))))))))))))
(no subject) - tulittaa - Nov. 3rd, 2013 06:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ya_yasna_ya - Nov. 3rd, 2013 07:35 pm (UTC) - Expand
foundpath
Mar. 21st, 2014 10:26 pm (UTC)
Уже второй пост читаю, и все более интересно ;) я зама закончила иняз и2 раза студенткой была в Америке, англ. Очень любила, но это было лет 15 назад, после практически не использовала в работе, только переписка - прещентации, плю в отпуске пообщаться. И вот сейчас по работе мужа опять в Америке, и у мужа столько комплексов, связанных с языком, и он путешествует от полного отрицания к попытке побороть, полюбить и т.д. я с ним несколько раз (периодов) занималась, вроде были улучшения, но вот как ример - времена - все разложем по полочкам, все поймем, все усвоит, еще недели 2 помнит, пройдет переид, и опять вопросы типа " а когда do ставить". Меня просто убивают... и так уже было раз 10... мне так казалось, и еще больше удостоверилась, вас прочитав, что тут надо сначала психологические блоки/установки поснимать....а на будущее не посоветуете книгу, которую этому музыканту посоветовали купить? Буду очень признательна!



foundpath
Mar. 21st, 2014 10:37 pm (UTC)
Задам вам еще вопрос в личку, если можно. А такая книжечка, как у вас фото в посте, у нас магазине за углом продается ;)
foundpath
Mar. 21st, 2014 10:44 pm (UTC)
Да, в личку вы не приримаете сообщения, а я хотела уточнить, возможно ли организовать несколько уроков психо -англ по скайпу и какая будет стоимость. Благодарю заранее.
ya_yasna_ya
Mar. 22nd, 2014 12:27 pm (UTC)
Мммм, хочу эту книжечку!:)
ya_yasna_ya
Mar. 22nd, 2014 12:31 pm (UTC)
Я рада!
К сожалению, не нашла имя твое, а работы твои прекрасны!
Красивые картины!

Про мужа всё понятно! Сталкивалась с таким, работала!
Напиши мне на почту, ок? Или вк-фб?
Быстрее спишемся там, про книгу расскажу.

Спасибо))
Рада, что ты меня нашла:)
(no subject) - foundpath - Mar. 25th, 2014 01:50 am (UTC) - Expand
( 36 comments — Leave a comment )

Profile

ya_yasna_ya
Ясна Токарик

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com