?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В продолжение моего поста "О счастливых обладателях разговорного английского" приготовила некоторые словокарточки из своей практики. Сначала несколько лет я просто преподавала английский, хотя нет, просто у меня никогда не получалось:), а какое-то время назад я окончательно поняла, что мне интересно работать с людьми, которые: "учила, учила, но так и не могу говорить", "грамматику знаю хорошо, а говорить... ну, если только со словарем, но очень хочется", "я чувствую себя в разговорах с иностранцами не комфортно, мне нужно подтянуть разговорный", потому что поговорить - это ко мне, потому что вытащить на поверхность истинную мотивацию и удалить лишний мусор - это тоже очень классно, полезно, и интересно, к тому же, ну и про коммуникацию... ооо, это я вообще люблю! Ибо сколько книжек не учи, сколько грамматик не читай, а говорить - это особое искусство, тем более на другом языке, тем более с человеком с другим менталитетом.


Первый кадр.

Звонит мне девушка и говорит, что хочет заниматься английским. Работает в банке, и c хорошим английским ей светит повышение по карьерной лестнице, собственно, благое дело, можно сказать. Мы встречаемся. Уже минут через 10 я явно чувствую, что что-то не то и задаю наводящие вопросы, через полчаса девушка плачет навзрыд, ибо я попала в самую точку. Да... как часто мы придумываем себе одно, а на самом деле подразумеваем другое, а позже удивляемся, почему же нет результата. В данном случае выяснилось, что она возобновляет занятия английским в тот момент, когда в очередной раз не сложилась личная жизнь, и она рассталась с мужчиной. Что же делать? Конечно, повышаться в карьере и непременно за счет английского. Репетиторы, дорогие школы, а результата нет. Почему? Просто потому, что это подмена. Не для того. Не туда. Не то. Ну и определённый багаж эмоций. Не на свидание, не ужин любимому в постель, а за учебник, парту и так далее. Ну а как пообманывать мы себя любим, не мне вам рассказывать. Поэтому мы честно раскладываем всё по полочкам ещё на парочке занятий и расстаёмся:) Обе в счастье! Никому не пришлось натужно играть утверждённые на старте роли:)

Второй кадр.

Девушка. За плечами, как водится, школа, университет, а уже после несколько лет частных языковых школ, репетиторов и тем не менее, говорить страшно, "говорить не могу" и уже на слове hi она отводит глаза и готова плакать. Перетрясаем весь багаж накопленных образов, ситуаций, страхов и прочего, и я в который раз удивляюсь, грустно вздыхаю тому, что может сделать учитель с живым и доверчивым ребёнком небрежно обронив парочку фраз однажды на уроке. Если бы этот учитель знал, что в 30 с лишним лет она будет рыдать, вспоминая и понимая, что этот комментарий навсегда перекрыл ей способность говорить и выражать свою мысль на чужом языке. На 4 занятии она болтала 1,5 не переставая и плакала теперь уже от счастья: "Неужели я могу говорить?" Ах, да, ещё одно. Никто не сказал ей, что она УЖЕ МОЖЕТ разговаривать. УЖЕ МОЖЕТ. УЖЕ. А не когда-то там спустя пару-тройку лет, может быть.

Нами выстрелили в первом классе из ружья, заряженного на следующие 15 лет: учиться, учиться и ещё раз учиться, и когда 15 лет закончились, по инерции сложно остановиться от скольжения по накатанным рельсам книжных знаний. За эти 15 лет чем из того приобретённого багажа, которым мы обладаем, мы действительно пользуемся? И что применяем в Живой жизни?

На чужом языке обостряется столько моментов, с которыми мы можем как-то уживаться в родном, но с чужим же подобные оговорки, ошибки непростительны и губительны для последующей коммуникации. Бывает, на русском я ошиблась и сказала неправильное ударение или запятую в письме не туда поставила, это, конечно, сразу: "как? у меня же образование! пятёрка по русскому! я же грамотная и как так можно", ну или посмеяться, прикрывая нервозность, шуточку отколоть, оправдаться невыспавшенностью (есть такое слово? нет? о, Боже, оно мне нравится!) А если я ошиблась на другом языке? Диагноз. Двойка. В журнал! Сядь и закрой рот, а лучше выйди за дверь, неуч. И, привет. Никаких тебе заграничных поездок в перспективе, общения с иностранцами и не дай Бог рот открыть и вымолвить что-нибудь больше hi, такой диалог в голове начинается, ужас.


Третий кадр.

Девочка. Школа с английским уклоном. Репетитор. Плохие оценки. Ненавидит английский. Сначала выясняем страхи, выписываем претензии к учительнице, английскому, родителям, сомнения о том, что на этом языке вообще можно говорить прогоняем поганой метлой, а потом пробегаем по школьному материалу и... задаю вопрос, где и как она хочет ЖИТЬ на английском. Торговый центр:) Ок. Не вопрос. Договариваюсь с мамой и мы, выходя из дома, засекаем время - ближайшие три часа ни слова на русском. У нас эксперимент! Шоппинг, кафешка - она становится более увереннее, раскрепощеннее, находит объяснения словам, замечает английские принты на футболках, я рассказываю истории, чтобы за новыми словами отпечатались образы. В людном месте нужно громче говорить, а не бурчать под нос, что вдруг прокатит, там эти безумные наши соотечественники, которые пальцем показывают на остановке, что мол они на английском лопочут (да, да, если от ВДНХ на трамвайчике, там практически внеземная цивилизация прибыла, если другой язык был услышен, разве что дети гурьбой за нами не бежали, как Таиланде в деревнях), там продавцы в магазинах, с замирающими каменными лицами от нашего hi sorry we don't speak russian, и с каждым шагом, я слышу, как оживают её школьные упражнения, как заученные фразочки становятся игривыми, и она уже не чувствует себя тем, кто не может разговаривать на английском, видя, с каким трудом силится что-то сказать официант, в итоге сдаваясь и зовя кого-то на подмогу. Потом в другой день мы идём в зоопарк и живём на английском там:) А потом и замечание в дневник от учительницы: "Стала свободнее говорить, значительно улучшилась разговорная речь". Ну и девочка смотрю, подожила:)

А самое интересное - это когда я вижу, как начинают конфликтовать два сознания ("Язык формирует сознание"). В какие моменты и от чего русское сознание и сознание, сформированное английским (усредняю, тк всё-таки есть отличия в зависимости от страны) начинают столкновение лбами. В такие моменты мой англоязычный друг, путешествовавший по России говорил, что "Russia is weird", а русские в такие моменты обобщают: "У них нет души":)

Вдохновившись последними успехами в преодолении языкового барьера со своими клиентами я создала группу вконтакте Make.ENGLISH.Alive Присоединяйтесь! Давайте вместе делать наш English ALIVE. Это же международный язык. И кто как не мы расскажем им всем о ДУШЕ?:)))))))))

Cheers!

P. S. Другие посты по теме:

О счастливых обладателях разговорного английского.
Русские и английский - вместе и навсегда.
Про Жизнь на английском, конфликт русского сознания и детей.
Как сделать английский живым.
Так всё-таки почему грамматика английского языка нам, русским, кажется такой сложной?
Может ли английский стать "родным" и КАК?
Одна живая история изучения-обучения английского для вдохновения!
Одна откровенная история о трансформации английского языка - невозможное возможно!

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
alinasong
Feb. 19th, 2014 07:51 pm (UTC)
Какая же ты умница!! Вот теперь я знаю, к кому пойду совершенствовать мой английский :))).
Сейчас меня лично спасает моя филиппинская няня :). С ней все барьеры ушли быстро, так как говорить надо прямо здесь и сейчас, а в русском она вообще никак. Но минус в том, что английский у нее с диалектом, произношение весьма далеко от того, как я помню истинно английскую речь. Поэтому уже ловлю себя на жутких проколах. Базовый же мой уровень очень скромен.

А вот посоветуй мне, пожалуйста, что для моего первоклашки взять для начала? Заодно и сама подтяну :). Мультики, песенки, книжечки? Буду благодарна за ссылочки или советы. У нас с ним хоумскулинг, во все самой надо лезть по полной.
ya_yasna_ya
Feb. 20th, 2014 04:03 pm (UTC)
Алина, привет! Рада хоумскулингу:) Удивлена филиппинской няней:))
В личку на фб тебе написала.
Спасибо за комментарий!
alinasong
Feb. 20th, 2014 04:06 pm (UTC)
Ну, так вышло не специально :). Но я довольна в итоге.
Спасибо тебе!
ya_yasna_ya
Feb. 20th, 2014 04:08 pm (UTC)
Ну да, предыстории не знаю, не берусь судить, просто удивилась. Ты, хоумскулинг и филиппинская няня у меня в голове пока не сходитесь. Но, бывает, видимо, всё в жизни:) Пиши, если недостаточно будет того, что прислала:)
alinasong
Feb. 20th, 2014 04:15 pm (UTC)
Даже стесняюсь спросить, что тебя смущает в филиппинской няне :)))).
Думаю, хоумскулинг не должен смущать :).

На самом деле, она не совсем няня. А помощница по хозяйству/няня. Но это долго писать/произносить, проще сказать "няня". Няней собственно она у нас пару часов в день, на время занятий со старшими детьми. В это время она развлекает мелкую. По-английски :). А в остальное время она со шваброй, сковородкой и пр.
Я писала у себя, вроде, но не делала особого акцента.

ya_yasna_ya
Feb. 20th, 2014 04:33 pm (UTC)
Не, не, хоумскулинг наоборот:))) Ты же понимаешь:)
А няня-филиппинка, у меня просто свои образы есть, ну и английский у них, конечно....:)
А сейчас ты про тряпку со сковородкой сказала, ага, я поняла:)))
alinasong
Feb. 20th, 2014 05:02 pm (UTC)
Английский у них - даааааа, песня :). Но если даже я слышу ее ошибки, то значит я небезнадежна :).
А для моих потребностей ее английского - за глаза :)
ya_yasna_ya
Feb. 20th, 2014 09:09 pm (UTC)
Отлично:)
glad2cu
Feb. 20th, 2014 02:57 am (UTC)
Вот черт, у меня почти все языки "книжные" то есть я читаю и пишу, лучше чем говорю и даже знаю из-за чего это но не могу это перепрыгнуть никак. И если китайский хочешь не хочешь, перешел в разговорные, иначе как здесь жить, то английский с японским так и сидят в визуальных языках.
Надо говорить
ya_yasna_ya
Feb. 20th, 2014 04:05 pm (UTC)
Марина, привет!
Неожиданно было от тебя получить комментарий, прямо тебе скажу:)
Ну, тут смотри, кому надо?:) И для чего надо?
Помню, как у тебя гостила, по-моему, ты ведешь очень закрытый образ жизни и мало общаешься:) Или что-то поменялось?:) Может, твой конек - это письменный, книжный? А разговаривать ты не особо-то и хочешь?
Хочешь ли перепрыгивать то, про что знаешь?:)

Edited at 2014-02-20 04:34 pm (UTC)
irinasad
Feb. 21st, 2014 12:08 am (UTC)
Ты превосходишь саму себя в способности убирать блоки... Было очень интересно читать о таких метамарфозах.
ya_yasna_ya
Feb. 21st, 2014 10:51 am (UTC)
Ира, привет! Спасибо:) Да, у меня много изменений:) О большинстве я тут не пишу:)
Соскучилась по тебе! Давай созвонимся на днях!
murzintseva
Mar. 6th, 2014 04:26 pm (UTC)
засомневалась в своей мотивации) вроде все верно, но такие сильные ассоциации со школьным "надо", что страшно начинать заново...
ya_yasna_ya
Mar. 17th, 2014 12:20 pm (UTC)
ой, только сейчас увидела комментарий, прошу прощения!
да, с этим можно поработать и убрать просто эти лишние надо. дойти до сути.
зачем? для чего мне?
и страшно заново начинать тоже можно убрать:)
а дальше жить и получать удовольствие, расширяя границы и расширяя свои горизонты с помощью другого языка!
murzintseva
Mar. 17th, 2014 03:22 pm (UTC)
В путешествии появилось вот это ощущение - расширения (я бы сказала стирания) границ с помощью другого языка. причем хотелось и англ, и испанский, и французский)) а сейчас чем дольше в привычной обстановке, тем больше вспоминаются какие-то школьные ощущения, причем даже не в голове - в теле, что язык - это сидеть и учить, долго и упорно, это "правильно" разговаривать. И всё меньше остается той легкости, с которой говорила (забыв все слова) за границей.
ya_yasna_ya
Mar. 17th, 2014 09:56 pm (UTC)
да, да, очень понятно описываешь!
murzintseva
Mar. 17th, 2014 03:23 pm (UTC)
но я надеюсь ,что найду репетитора, который будет говорить) а не учить меня грамматике)) /жаль ,что Вы не у нас в Нске/
ya_yasna_ya
Mar. 17th, 2014 09:55 pm (UTC)
ооо, это как раз то, что я люблю:)
поговорить))
а как ты на счет скайпа?:)
murzintseva
Mar. 20th, 2014 05:16 pm (UTC)
с тобой было бы очень интересно поговорить) хотя вообще очень хочется вживуюююю /так много асек, телефонов и прочего... так мне не хватает живых людей/
ya_yasna_ya
Mar. 20th, 2014 08:05 pm (UTC)
очень понимаю)
сама долго была в такой позиции.
а сейчас перевернулось восприятие и я благодарна за эти технологии как никогда:)
ведь они соединяют вместе точки, которые без них невозможно соединить!

в общем, если надумаете позаниматься, you are very welcome))
murzintseva
Apr. 7th, 2014 04:19 pm (UTC)
а сколько стоят занятия? хочу попробовать)
ya_yasna_ya
Apr. 7th, 2014 04:21 pm (UTC)
привет)
1 час (60 мин) 1500 руб.
murzintseva
Apr. 7th, 2014 04:35 pm (UTC)
надумала попробовать. сколько стоят занятия?
ya_yasna_ya
Apr. 7th, 2014 04:55 pm (UTC)
давай перейдем в личку?
можно вконтакте: http://vk.com/ya_yasna_ya
можно на почту life-and-time(собака)ya.ru
goreloffka
Mar. 18th, 2014 07:55 am (UTC)
Добрый день! Спасибо огромное за ваш потрясающий пост! Давно ищу репетитора для дочери, которая просто терпеть не может английский язык, у самой с ней заниматься получается плохо, поэтому если вы сейчас занимаетесь с детьми было бы просто здорово!
Tammy Kivel
Mar. 18th, 2014 05:03 pm (UTC)
Здравствуйте
Могу помочь в изучении английского языка
Но увы могу делать это через скайп
Могу найти действительно интересный способ для изучения
( 26 comments — Leave a comment )

Profile

ya_yasna_ya
Ясна Токарик

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com