?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я прихожу к ребёнку или детям "учить их английскому", а у них там Жизнь. А Жизнь - это энергия, сила, эмоции, впечатления, события, ощущения, осознания и опыт. И я такая прихожу со своими какими-то "а сегодня мы будем..." или "я вот тут для вас приготовила..." А у них сейчас про другое жизнь. У них в школе мальчик девочке цветок подарил, папа на выходных купил долгожданный вертолёт и собака жуёт коврик. И я с этим "я для вас тут приготовила", как со своим уставом в чужой монастырь. Поэтому я стала прислушиваться к детям, о чём у них тут жизнь сегодня, и жить эту их жизнь вместе с ними, только на английском. Я расширяю диапазон проживаемого опыта-эмоций-ощущений дополнительным языком, который безумно люблю. Ну и плюс подснять то, что в школе наворотили учителя... а там дальше в совместном творчестве рождается что-то ещё!

И я вчера прихожу к двум девчонкам, а они подмученные какие-то. Смотрю, а у них в глазах муть, и всё перепутано в голове. Ощущение, что туда в голову завезли новую мебель, но не позаботились о том, чтобы собрать её по порядку и аккуратно расставить.

Начинаю выяснять и оказывается, им в школе сегодня дали сразу 4 времени и на дом задали очень много домашнего по всем этим недавно появившимся в их жизни временам. И я вижу, как жило себе жило прекрасно и замечательно сознание, сформированное русским языком. И знало оно совершенно точно, что времён всего три - настоящее, прошедшее и будущее. Всё так просто. Так спокойно. Так понятно и хорошо. Но вдруг средь бела дня внезапно неожиданно выяснилось, что в другом языке этих времён больше! Сегодня 4, а вообще 12 (!). О, ужас! Паника! И alarm-alarm! И ладно бы они ещё были и были эти времена, так их же ещё нужно понять, запомнить, выучить, знать и говорить под строгим взглядом учителя. То есть признать, усвоить, встроить, что всё не так-то просто, как казалось. А если непросто, то и спокойствие теряется и уверенность иногда.

И в этот момент происходит много интересного. Я вижу, как русское сознание начинает конфликтовать с "английским", как оно становится руки в боки и начинает отрицать, сопротивляться, вытеснять, делать всё возможное, чтобы не пустить на свою освоенную и обжитую территорию. Ибо опасно, да и вообще непонятно, для чего всё это нужно.

И я беру девчонок и иду с ними на улицу до ближайшего парка, где позволяю им бегать, прыгать, друг друга перебивать, рассказывая мне, как скучно было в школе, как было всё запутанно и сложно, как они ничего не поняли и как теперь они не хотят идти домой, тк там: "Садись за уроки!"

И они рассказывают, рассказывают (половину на русском, половину на английском), потом показывают мне новомодную игру в классики с новыми правилами, а под конец мы пишем на асфальте разноцветными мелками про их жизнь в новоиспечённых для них временах. Мимо проходят люди, читают, улыбаются.

Пар выпустили, набегались, выговорились, приходим домой и садимся за домашнее. На освободившееся пространство я быстро, просто и по полочкам раскладываю времена так, как когда-то внезапно поняла логику языка сама: хлоп и дощёлкнуло, дощёлкнуло и речь полилась...

И девчонки, вырисовывая домашнее, увлекаются и пишут ещё и ещё. Не ради домашнего. Не ради галочки. Про их жизнь. И я наблюдаю только что расширившееся русское сознание, допустившее, что бывает по-другому и оставшееся при этом в спокойствии и уверенности. И им уже на танцы, а я их от грамматики оторвать не могу. Сидят на диванчике, кайфуют, а я смотрю и радуюсь:) Думаю, им тоже, как и мне, не будут потом верить, что они русские:))))


P. S. Другие посты по теме:

О счастливых обладателях разговорного английского.
Русские и английский - вместе и навсегда.
Про Жизнь на английском, конфликт русского сознания и детей.
Как сделать английский живым.
Так всё-таки почему грамматика английского языка нам, русским, кажется такой сложной?
Может ли английский стать "родным" и КАК?
Одна живая история изучения-обучения английского для вдохновения!
Одна откровенная история о трансформации английского языка - невозможное возможно!

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
iulijf
Apr. 12th, 2014 12:38 pm (UTC)
класс!
жаль, что в моем детстве не было таких учителей)
и очень в тему мне, потому что буквально на днях поняла, почему никак не начну "учить детей читать" - мне скууууууууууучно от безконечных однотипных повторяющихся заданий букваря, у меня нет желания ЭТО читать, это ужасно неинтересная книжка, дети ловят мое настроение - и тоже к букварю даже не приближаются) В итоге заказала им игру с буквами, ждем-ждем с нетерпением!
Но вот думаю... Веками же учили именно так. Через не хочу-не могу-не буду-в меня не лезет-надо впихнуть... И ведь ничего? Или чего? Вот это стремление свести учебу к игре - оно не портит чего-то там в ребенке?
С 3й стороны я помню, как пыталась впихнуть себя на напряжную нелюбимую работу - сколько у меня это забирало сил, сил на саму работу практически не оставалось! А вот сейчас ваще не напрягаюсь, работаю в свое удовольствие и когда захочу - и совсем другие ощущения от жизни. Оно само течет, когда надо и куда надо...
lapushkabars
Apr. 12th, 2014 01:08 pm (UTC)
Я сама люблю подумать "а как было раньше".
Мне кажется неоднозначно всё с "веками учили".

Довольно часто дети учились у мастера, который любил (!) свое дело. Да, он мог быть строгим, мог и розгами махнуть, и сказать "надо" - но свое дело он любил. А наказывал за лень-нытье-и т.п.
Веками учили человека что-то делать руками, а не головой. Т,е. ребенок работал руками (моторика), ребенок видел осязаемый результат своего труда. И мог использовать его в жизни.
Веками дети в раннем возрасте много времени гуляли, а целенаправленно учить их начинали в более старшем возрасте.
Веками общество было консервативным и более-менее единым, были традиции, было обучение в духе "делай как я", а сейчас у нас по любому вопросу есть противоположные мнения, соседи могут жить очень по-разному.
На каждый поступок ребенок может получить и "молодец, правильно поступил", и "ты дурак, так никто не делает".
А раньше все-таки общество было более единым в оценке поступков.
iulijf
Apr. 12th, 2014 01:36 pm (UTC)
ну... если брать обучение наукам, то из того, что читала я, складывается ощущение именно впихивания.
за невыученные спряжения глаголов могли тоже розгами.
и неважно, что ребенок пытался - не получилось, не осело еще в памяти. Цели развлечь, донести в доступном виде - не было...Не знаешь=лентяй=получи наказание.
крестьянские дети работать начинали сызмальства. Это не обучение наукам, но уже и совсем не гуляние.
7летняя девочка уже была нянька и по хоз-ву помощница, например.

Про консервативность общества раньше и разномастность сейчас - полностью согласна.
ya_yasna_ya
Apr. 13th, 2014 09:40 pm (UTC)
привет!
спасибо за такой подробный, обстоятельный комментарий!

по поводу того, что ведь ничего. или чего) я вот думаю иногда, что ничего, а потом захожу в метро, вижу эти лица... тысячи людей, миллионы... а жизнь где в этих людях? где радость? где удовольствие от жизни? И понимаю, что "портит" - это не об игре. Портит - это когда против Жизни. Вот и всё. можно комбинировать игру с отработкой необходимых навыков, но важно чувствовать, когда, где, в какой момент то или другое.

И про работу, да, это как раз об этом. Прям в точку!:)
anstice
Apr. 12th, 2014 12:39 pm (UTC)
Вы - большая молодец!)
Помню, как проходила свою первую практику по преподаванию англ. яз., была в шоке от преподавателя - с начала и до конца урока она нудно и размеренно читала тему по учебнику и в это чтение входила и грамматика с объяснением правил и тексты для укрепления языка и прочее. А дети в это время сидели и слушали, при этом учительница психовала при любом звуке со стороны школьников. В мои задания входило написать психологический портрет как и детей, так и учителя. Я написала все, что думаю, было довольно много критики (это про учителя), а мне сказали, что так нельзя - женщина ведь уже в возрасте, стоит написать что-нибудь нейтральное. Я и написала, действительно стало жалко человека. А потом пожалела. Ведь так и остаются плохие учителя в школах, а потом у детей каша в голове.
ya_yasna_ya
Apr. 13th, 2014 09:45 pm (UTC)
Да.... к сожалению, так и есть)
Мне тут родители недавно тоже такую историю рассказали.
Я работала с девочкой, у которой травма на травме после 4 лет с одним учителем. Вплоть до того, что она теряет речь, когда её спрашивают, заикается и тд. Одна мама опросила всех родителей, все были недовольны учителем, всех детей она травмировала в той или иной степени. Тогда эта мама обзвонила всех, предложила собрать подписи, чтобы ее уволили, но подписали только четверо... и директор сказала: давайте не будем все это, давайте просто вы свою девочку в другой класс...
ту девочку перевели, а эту оставили. сейчас они снова вместе в одном классе. а разница колоссальна... с той, что оставили, конечно, грустно, но слава Богу, работаем, поправимо ещё...
variamaka
Apr. 12th, 2014 01:04 pm (UTC)
Спасибо! За понимание и пример. За напоминание и вдохновение.
ya_yasna_ya
Apr. 13th, 2014 09:45 pm (UTC)
Пожалуйста) Я рада)
orange_natasha
Apr. 12th, 2014 01:25 pm (UTC)
невероятно замечательно!)
ya_yasna_ya
Apr. 13th, 2014 09:49 pm (UTC)
спасибо)
glad2cu
Apr. 12th, 2014 03:56 pm (UTC)
Не думать про изучаемый язык категориями родного -первое и главное правило, мне кажется. Все проблемы с китайским, которые я видела у людей, заключались в том, что они пытались китайский запихнуть в формы русского. А не надо
ya_yasna_ya
Apr. 13th, 2014 09:46 pm (UTC)
Да, все так. Но здесь как раз и включается то, что я называю конфликты сознаний. Там у разных людей по-разному это работает и это чисто психологический момент. Я изучаю его. Очень интересно:))) Если убрать это сопротивление русского сознания, то там все моментально случается! Не важно, какой язык учить на самом деле!
aigol
Apr. 12th, 2014 07:44 pm (UTC)
Здорово. Особенно про создание, которое допустило, что "иное возможно", но осталось уверенным в себе ;)) Вы хороший учитель :)

Только про обучение в прошлом не соглашусь. Я из крестьянской семьи. Никто у нас в деревнях детям особо гулять не позволял. А как повзрослел до пяти лет - вперед помогать маме по дому и гусей-коров пасти. И вставать в шесть утра. На учебу времени не оставалось. Учились уже в старшем возрасте вечерами, когда все спят, засыпая над книгами. Это у кого силы оставались

Edited at 2014-04-12 07:44 pm (UTC)
ya_yasna_ya
Apr. 13th, 2014 09:47 pm (UTC)
Спасибо за комментарий!
sunpolina
Apr. 13th, 2014 10:59 am (UTC)
Как здорово! Столько в этом весны :)))
ya_yasna_ya
Apr. 13th, 2014 09:47 pm (UTC)
Ух ты! Даже весны, как интересно)))
Какое разное у всех восприятие:)))
mamma_helga
Apr. 13th, 2014 08:45 pm (UTC)
Ясна вы знаете, я прям влюбилась в вас. правда-правда... но познакомилась я с вами чуть раньше, в посте про "возьми меня на ручки". и сразу сердцем влюбилась. как здорово, что есть такие талантливые люди!
ya_yasna_ya
Apr. 13th, 2014 09:49 pm (UTC)
я, если честно, даже не знаю, что ответить!
я рада, что откликнулось что-то из того, что пишу!
я думаю, что каждый талантливый! каждый человек!
другое дело - откопать этот талант, если вдруг он не очевиден и завален стандартами, шаблонами, всякой ерундой!
слава Богу, знаю, как, где и с кем это делать:)))
и с другими делюсь!
спасибо за комментарий!
angelaradeliya
Apr. 14th, 2014 10:10 am (UTC)
Ну почему мне не встретился такой Учитель английского?! ))))) Хочу такого учителя!!!!! )))))) Вселенная, Бог,Мир.....прошу тебя, подари мне такого Учителя! )))))) Благодарю!
Ты чудеееееснаааааяяяяяяя......))))))
Можно я тебе признаюсь в любви? ))))
ya_yasna_ya
Apr. 15th, 2014 09:01 am (UTC)
:))))
foundpath
Apr. 18th, 2014 06:15 am (UTC)
Вот интересно, все эти дни думала, что тебе отв4тила, а оказывается только внутри ответила ;) какой мощный у тебя получился insight - а у них там Жизнь! Это ж ко всему можно приложить, и все сразу понятно станет... когда ты со своим самоваром, ну или мнением иои советом, а у них там Жизнь... благодарю за очередное открытие! И отлично в хорошей компании поТворить мандалы!
ya_yasna_ya
Apr. 18th, 2014 09:24 am (UTC)
Катя, спасибо!:)
Лидия Парфенова
Apr. 20th, 2014 09:46 am (UTC)
Возьмите мою дочку к вам учиться, как бы ей вы помогли. Она у меня как раз их тех деток которые вообще отрицают насилие в учебе, а учителей достойных нет, вот и прессуют ее все кто на что горазд. А надо просто в деток верить и любить их и то что им доносишь.
( 23 comments — Leave a comment )

Profile

ya_yasna_ya
Ясна Токарик

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com