?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

archive_IE109-025-300x199Перед моими глазами тетрадки восьмилетнего мальчугана, мама которого обратилась с проблемой, что сделать домашнее задание — это квест для всей семьи без шансов на решение.

Дрожащими от негодования руками он открывает каждую тетрадь и с порцией злости, агрессии и бессилия показывает: «Ненавижу эти двойки, эту красную пасту, эти замечания». И двойки, и красная паста ещё куда ни шло, но в этот раз взгляд зацепился за замечания учителя, которыми пестрили все без исключения тетради. Мурашки пробежали по коже, а осознания посыпались одно за другим.

Тетрадь кричала замечаниями «старайся», «плохо стараешься», «больше старайся». Конечно, в какой-то момент мальчишку взорвало, ибо в своём мире на данный момент, в нынешних физических, психических, внешних условиях для него важно желание-действие-результат. Результат, в соответствии с возрастом, обстоятельствами и набором различных других поправок на боковой ветер. И непонятно, для чего нужен процесс старания, осуществляя который, превозмогая себя, он всё равно получает ненавистные замечания и двойки.

Пёстрыми картинками стали вспоминаться различные ситуации, состояния, явившиеся последствием подобного подхода в обучении, а потом и в жизни. Стараться! Какое пустое слово!

Я постараюсь… постараюсь это сделать. Слово-буфер, смысл которого «приложить максимум усилий», «выполнить максимально идеально» и как-то ещё очень хорошо и гладко, что в процессе подобных стараний уже просто затерялся весь смысл действия, потому что все силы ушли на старание. Ушло время, тело и психика напряжены, удовольствия никакого ни от процесса, ни от результата, который дался такой ценой (а потом всё равно был оценен плохо) и ну его в баню — это действие, которое заставляет проходить весь этот ад ещё и ещё.

А сколько идей/дел/проектов мы не закончили, не реализовали, не приступили даже из-за этого старания? Сколько потрачено сил на пустое старание, «чтобы не получить замечание в тетрадь», вызов на ковёр к боссу и тд.

Стараться… стараться…

Это слово въедается в мозг, пропитывает клетки организма, оно становится второй натурой, двойником хороших девочек и мальчиков, послушных, поддатливых, потеющих над тетрадками, замирающих от страха и протирающих штаны за партой и дома в старательных конвульсиях.

Осознавая (или чаще не осознавая!) буфер старания, желание и импульс к действию, к сожалению, увядает на корню. Откладываете многие дела на потом? Сложно начать какое-то дело? Приглядитесь, прислушайтесь, не это ли подлое старание прокралось в вас и инфицировало ваше внутреннее пространство, вашу Жизнь. И сейчас, чтобы взять и просто сделать что-то, не стараться сделать, а сделать, нужно увидеть этот буфер. Увидеть. Увидеть. И УБРАТЬ!

Для того, чтобы не стараться ЖИТЬ, а просто ЖИТЬ. Жить ЖИЗНЬ живую, на не на черновике.

Originally posted here.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
mudryj_volk
Nov. 13th, 2014 08:12 am (UTC)
Очень точно все описано. Но вот у меня есть вопрос, конкретно к описанной ситуации: если ребенок ходит в школу, где не получает никакой стимуляции за свои старания - то что же делать? Родителям ребенка, я имею ввиду. Понятно,
что, вырастая, мы можем начать сами разбираться с тем, что у нас накопилось. Но именно в детстве? Когда ребенок сам еще не понимает, что происходит (потому что, к сожалению, принимает все происодящее как "так должно быть, видимо") и ждет помощи от родителя?
ya_yasna_ya
Nov. 13th, 2014 09:42 pm (UTC)
привет!
спасибо огромное за комментарий.
здесь, понимаешь, еще очень зависит от ребенка, от того, какой он(а).
бывает, какому-то ребенку очень легко это переварить и забыть, или переварить бОльшую часть и делать так, как задано природой, и потом позже, когда давление системы уйдёт, он расправит свои крылья, чтобы летать так, как хочется. А какому-то эта особенность системы может стать критичной, доминирующей и потом в последствии мешать идти по жизни. Поэтому, на мой взгляд, важно видеть ребёнка, кто он(а), какие реакции, и быть живой самому родителю, чтобы если ребенка вдруг привалило шелухой, он мог бы откалиброваться по живому состоянию родителя и вернуться в жизнь, а не в старания или чего-то там ещё другое.
Людмила Мурзинцева
Nov. 14th, 2014 11:44 am (UTC)
Спасибо) Быть живой наверное самое главное для родителя. Что поможет и чужую шелуху убрать, и свои какие-то "воспитательские косяки" вовремя увидеть и исправить.
ya_yasna_ya
Nov. 14th, 2014 08:14 pm (UTC)
Людмила, спасибо:)
Да, я считаю, что это самое важное:)
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

ya_yasna_ya
Ясна Токарик

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com