Category:

Что я чувствую, когда учу язык и почему это важно

Я уже достаточно хорошо говорила на английском, как вдруг со мной случилась одна неожиданная и любопытная история. На огромном аризоновском хайвее у меня внезапно сломалась машина. Я была в часе езды от дома, без телефона (забыла), был вечер, жара, сотни пролетающих мимо машин и паника, ужас и страх. Чувства и эмоции были настолько сильными, что я "забыла" английский и на вопросы остановившегося мужчины, что случилось и нужна ли мне помощь, могла ответить только, моргая широко раскрытыми глазами. Это была не единственная, но, пожалуй, самая яркая и одна из первых историй, которая случилась со мной и повлекла за собой размышления о том, почему так происходит: сильные чувства вытесняют язык в самый неподходящий момент.

Сейчас, преподавая английский, я очень часто вижу, что, начиная или продолжая учить язык, люди ставят себе задачу: выучить, говорить на языке, знать язык. Всё это относится, так скажем, к "голове", в которую старательно укладывается словарный запас, грамматика и прочее необходимое.

Но сталкиваясь с языком вживую, выясняется любопытный момент: многое "знаю", "говорю", "учил(а)" вытесняется чувствами и эмоциями, ощущениями. Человек по-прежнему учил и знает, но в момент обуреваемые чувства захлестывают и словно нажимают на паузу. Так не вовремя. Не глаголы и времена выходят на первый план, а чувства: дискомфорт, скованность, зажатость, сдавленность, страх, ощущение уязвимости, отсутствие поддержки, ожидание нападения, оценки, беспомощность. Кто-то осознает это больше, кто-то меньше, кто-то описывает пустоту или вакуум и отсутствие чувств в нужный момент, как в прочем, и языка: всё ретировалось одномоментно, такое невидимое катапультирование себя как защита.

Поэтому на мой взгляд для успешного овладения языком, облегчения процесса и получения более устойчивого результата, крайне важны чувства, ощущения и телесная память, непосредственно связанная с обучением, соприкосновением и опытом, связанным с языком. 

Отсюда следуют два момента.

1. Перед тем, как учить язык (и во время периодически тоже, сверяясь) спросите себя: как я хочу чувствовать себя, когда говорю на английском языке? Спокойно, уверенно, радостно? Как ещё? Выбирая преподавателя или курсы, ориентируйтесь на свои ощущения и чувства, дополняют, расширяют, дают ли вам те ощущения, которые вы хотите, уроки английского? Ведь то, что вы будете испытывать, записывается и играет ВАЖНУЮ роль и сейчас, и после. Поменяйте задачу: вместо "я хочу говорить на английском языке"      на, может быть, "я хочу спокойно, уверенно и радостно чувствовать себя, когда говорю на английском", как вариант.

2. В процессе изучения крайне важно следить за набором чувств, ощущений и телесных реакций не меньше, чем за набором слов и грамматических конструкций. Расслаблено ли тело, нет ли напряжения, скованности, страха перед преподавателем, усталости. Разбивайте шаблоны: садитесь в кресло вместо стола, ешьте любимое пирожное во время занятий, бегайте, чтобы выучить run, следите за своим чувствами и ощущениями. В долгосрочной перпективе это даст неожиданный результат.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded